Одним из важнейших этапов подготовки сжатого воздуха для питания пневматических устройств и систем является его очистка от загрязнений. Класс загрязнённости устанавливается согласно ГОСТ 17433-80 в соответствии с содержанием в нём твёрдых частиц, воды и масла в жидком состоянии.
Для очистки воздуха от примесей применяются различные фильтрационные модули и фильтры. Они различаются между собой конструкцией, назначением, принципом работы, особенностями эксплуатации и рядом технических характеристик. Из этого материала вы узнаете — что такое фильтры для сжатого воздуха, какие они бывают, как устроены и работают, а также какими критериями следует руководствоваться при их выборе.
Фильтр для сжатого воздуха — это устройство, конструктивно выполненное таким образом, чтобы проходящий через него сжатый воздух очищался от загрязнений. Удаление примесей происходит за счёт простых физических законов. В том числе, во многих конструкциях используется центробежная сила, перепады давления и скорости движения потока, а также резкие изменения направления этого потока. Отделённые от воздуха примеси либо задерживаются на сменных фильтрационных элементах, либо под действием гравитации опускаются в отстойник корпуса фильтра, откуда удаляются через сливное отверстие.
В зависимости от сферы применения пневматических устройств и систем сжатый воздух требуется очищать от следующих загрязнений:
Требования к чистоте сжатого воздуха определяются в зависимости от используемого оборудования и технологических процессов, для которых он используется. Класс загрязнённости воздуха является определяющим показателем при выборе типа, конструкции и параметров фильтров для компрессорных установок.
В зависимости от назначения, конструкции и особенностей исполнения фильтры очищают сжатый воздух от следующих видов загрязнений:
В промышленных установках применяются многоступенчатые системы очистки сжатого воздуха. Чаще всего это так называемые фильтрационные модули. Устройства этого типа обеспечивают грубую и тонкую очистку сжатого воздуха от масел, влаги и воды, а также твёрдых частиц.
Фильтры для сжатого воздуха принято классифицировать в зависимости от их назначения на следующие типы:
Выбор типа фильтра зависит от требований к качеству сжатого воздуха и условий эксплуатации пневматического оборудования.
Для очистки сжатого воздуха наиболее рационально применять коалесцентные фильтры. Устройство представляет собой фильтрационный модуль, состоящий из двух разделённых камер первой и второй ступеней очистки. Типовая конструкция такого оборудования показана на рисунке ниже.
Фильтрационный модуль состоит из двух фильтров, объединённых в одну систему последовательно. Фильтрующие элементы представляют собой наполнитель, изготовленный из ультратонкого стекловолокна без использования связующих веществ. Сжатый воздух сначала поступает в первую камеру грубой очистки. Здесь поток очищается от механических примесей, а также от крупных капель смазки и воды в жидком состоянии. Дополнительно этот фильтр предназначен для укрупнения оставшегося в потоке мелкодисперсного аэрозоля.
Далее поток воздуха поступает во второй фильтр тонкой очистки. Он служит для окончательной очистки воздуха от загрязнений. После прохождения первой и второй ступеней очистки сжатый воздух выходит из устройства через боковой патрубок модуля тонкой очистки.
Оба фильтрующих элемента модуля работают в режиме самоочищения. Отделившаяся от воздуха жидкость под воздействием гравитации собирается в нижней части корпуса. Оттуда она периодически удаляется через сливные штуцеры при помощи установленных запорных вентилей.
Фильтрующие элементы из стекловолокна являются сменным расходным материалом. По мере загрязнения твёрдыми отложениями, которые не могут опуститься в отстойники, элементы подлежат периодической замене.
Фильтрующий модуль подобной конструкции обеспечивает удаление из сжатого воздуха до 98% содержащихся в нём жидких загрязнений.
На изображении выше показан внешний вид фильтрационного модуля, выпускаемого Бежецким заводом АСО. Изделия этого типа в широком ассортименте представлены в нашем интернет-магазине.
Для очистки сжатого воздуха также применяются магистральные фильтры, работающие за счёт силы инерции или центробежной силы. Типовое устройство показано на рисунке ниже.
Магистральный фильтр сжатого воздуха состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента. Дополнительно устройства такого типа могут комплектоваться манометрами для контроля дифференциального давления. Также есть модели с приспособлением для отвода конденсата, редуктором и другими аксессуарами, предназначенными для повышения эффективности эксплуатации фильтра и удобства их монтажа на пневматических системах.
В зависимости от требований к качеству очистки сжатого воздуха в системе может устанавливаться один, два или три магистральных фильтра с разной степенью очистки. Например, первый может улавливать частицы размером 5 мкм, второй 0,3 мкм, а третий 0,01 мкм.
Корпуса магистральных фильтров изготавливаются из стеклопластика или ударопрочной пластмассы. Делается это потому, что данные материалы имеют малую стоимость, немного весят, а самое главное, устойчивы к коррозии. Для изготовления корпусов фильтрационных модулей используют цветные металлы — алюминия. Основным требованием является прочность и стойкость к высокому давлению.
Для изготовления фильтрующих элементов используются в основном неорганические волокнистые материалы. Например, стекловолокно. Также для производства сменных картриджей может использоваться целлюлоза и акриловое волокно. В фильтрах, предназначенных для удаления посторонних запахов, устанавливаются долговечные сменные элементы из активированного угля. При их использовании следует правильно устанавливать угольные фильтры в системах. В частности, такие фильтры нельзя эксплуатировать для очистки воздуха с высоким содержанием масла.
При выборе фильтрующих модулей необходимо учитывать следующие характеристики:
Дополнительно для некоторых фильтров сжатого воздуха нужно учитывать объём колбы осушителя, комплектацию дополнительными аксессуарами (манометры, редукторы, вентили и т.д.).
В каталоге интернет-магазина ALL PromSnab представлен широкий ассортимент фильтров сжатого воздуха:
Детальную информацию и технические характеристики представленных в каталоге фильтров смотрите в соответствующих карточках товаров или спрашивайте у наших менеджеров.
Применение фильтрационных модулей для очистки сжатого воздуха в пневматических системах отличается следующими преимуществами:
Применение фильтрационных модулей повышает надёжность работы пневматических систем, существенно улучшает качество сжатого воздуха, снижает расходы на обслуживание и ремонт оборудования.
Для подбора необходимого оборудования, вы можете перейти в соответствующий раздел нашего сайта.