Пневматическое оборудование функционирует благодаря подаче сжатого воздуха. Он должен быть не только хорошо очищен и подаваться под определенным давлением, но и быть обогащенным частицами масла. Лубрикатор в компрессоре выполняет функцию обогащения сжатого воздуха частицами масла, обеспечивая штатную работу оборудования.
Задача лубрикатора - обогащение очищенного, сжатого воздуха частицами масла. Это позволяет существенно снизить уровень трения рабочих элементов в процессе работы, что благоприятно сказывается на долговечности и увеличивает срок эксплуатации.
Применение лубрикатора для компрессора позволяет существенно увеличить срок службы всего оборудования и снизить стоимость вероятного ремонта/обслуживания. Современные разновидности лубрикаторов - полуавтоматический инструмент, который необходимо периодически заправлять нужными смазочными материалами. Для получения гарантированных характеристик - необходимо использовать только те виды смазок, которые рекомендованы производителем.
При использовании неподходящего/низкокачественного масла может нарушиться работа как лубрикатора, так и самого пневматического инструмента.
Инструмент представляет собой небольшой резервуар из металла, который накручивается на входной элемент пневматического инструмента. Фиксация осуществляется при помощи резьбы.
Важно учитывать: лубрикатор устанавливается только после очистительного фильтра. В противном случае частицы масла будут оставаться в фильтре, не попадая на рабочие детали пневмоинструмента.
Для гарантированной смазки деталей в процессе подачи обогащенного сжатого воздуха длина шланга между лубрикатором и пневматическим оборудованием должна быть не более 10 м. В том случае, если специфика оборудования или условия его применения не позволяют использовать шланги длиной 10 м и короче, рекомендуется использовать линейный тип тип лубрикатора. Его особенность в том, что он устанавливается сразу перед рабочим инструментом.
Конструкционно лубрикаторы делятся на 2 основных типа:
Классический тип лубрикатора, устанавливается в систему воздухоподготовки. Монтаж осуществляется сразу после установленного регулятора давления или фильтра. Система должна размещаться ближе к рабочему инструменту, чтобы повысить КПД действия очищенного, обогащенного сжатого воздуха.
При этом магистральный лубрикатор должен находиться на расстоянии не более 10 метров от пневмоинструмента и находиться выше его. Это обусловлено тем, что частицы масла плохо перемещаются по направлению вверх.
Главное преимущество этого типа оборудования - возможность обслуживания сразу нескольких рабочих постов с пневмоинструментом благодаря стационарному размещению.
Магистральные лубрикаторы имеют несколько подвидов, различающихся по: диаметру отверстий на вход/выход, размер резервуара для масла. Величина пропускной способности напрямую зависит от диаметра отверстий, поэтому оптимальная модель подбирается исходя из максимальной эффективности для всех пневмоинструментов в системе.
Благодаря винту доступна возможность регулировки количества подачи масла в систему, что также позволяет настраивать лубрикатор для работы разного оборудования;
Эта разновидность лубрикаторов устанавливается на рабочий пневмоинструмент сразу после рукоятки. Он обеспечивает обогащение сжатого воздуха только на одном инструменте, однако его можно использовать в любых условиях, в том числе когда магистральный тип лубрикатора установить невозможно.
Автоматический лубрикатор также можно установить дополнительно к магистральному. Это позволит обеспечить более высокий уровень смазки, что благоприятно скажется на работе оборудования.
В зависимости от разновидности оборудования, масло заливается в резервуар по разному.
В обоих случаях рекомендуется использовать специализированное гидравлическое масло, чей уровень вязкости не менее 32.
Пневматическое оборудование с лубрикаторами могут использоваться в широком спектре сфер:
Использование лубрикаторов разного типа на пневматическом оборудовании имеет несколько преимуществ:
Это существенно повышает срок эксплуатации пневмооборудования, снижает стоимость вероятного ремонта и обслуживания. Снижает износ ключевых деталей;
Это возможно благодаря постоянной смазке движущихся элементов оборудования и поддержания их в рабочем состоянии;
Линейные регуляторы-лубрикаторы имеют компактные габариты и могут устанавливаться сразу после ручки пневматического инструмента;
Стационарные модели лубрикаторов позволяют подключать одновременно сразу несколько рабочих точек;
При недостаточной мощности магистрального лубрикатора на рабочих точках допускается установка дополнительного линейного устройства, который будет повышать концентрацию смазочного материала в сжатом воздухе.
Важно учитывать также и отрицательные стороны лубрикаторов, среди которых:
Стационарные модели требуют соблюдения большого количества условий для гарантии правильной и эффективной работы: дальность до рабочего инструмента не более 10 м, расположение устройства должно быть выше пневмоинструмента.
Далеко не всегда в рабочих условиях есть возможность соблюдения всех условий, что не позволяет использовать один магистральный лубрикатор сразу для всех рабочих точек;
Из-за невозможности всегда использовать магистральный тип оборудования, используются линейные модели, устанавливающиеся сразу после рукоятки устройства. Малый масляный резервуар требует постоянной доливки масла для продолжения работы;
При использовании неподходящего масла лубрикатор может выйти из строя, вместе с пневматическим оборудованием.
Однако все перечисленные минусы имеют ситуативный характер и не являются системными.
Как выбрать подходящий лубрикатор для пневматического оборудования
Выбор подходящего типа инструмента должен осуществляться исходя из условий эксплуатации и количества пневмоинструментов, которые планируется использовать одновременно.
Помимо этого также необходимо учитывать:
Важно чтобы лубрикатор не только соответствовал по пропускной способности но и имел небольшой запас. Это позволит обеспечить качественную и стабильную работу инструмента.
В том случае если планируется подключить сразу несколько пневматических инструментов, пропускная способность лубрикатора должна быть такой, чтобы обеспечить одинаково эффективную работу на всех рабочих точках.
В противном случае оптимальное давление будет достигнуто только на одном инструменте, а на остальных давление будет значительно ниже, также лубрикатор не сможет одинаково обогащать сжатый кислород смазочными материалами на всех подключенных инструментах;
В том случае, если допустимое рабочее давление в лубрикаторе будет ниже чем на компрессоре - инструмент не сможет обеспечить эффективную работу и быстро выйдет из строя;
Многоточечные и одноточечные лубрикаторы имеют несколько подтипов, отличающихся размерами резьбы и ее расположением. Выбор подходящей должен осуществляться исходя из особенностей конкретного пневмоинструмента.
Приобретение лубрикатора позволяет существенно продлить срок службы оборудования и снизить риски возникновения поломок.