Пневматический гайковерт или пневмогайковерт — инструмент для быстрого затягивания и выкручивания гаек и болтов. Им повсеместно пользуются в автосервисах, на рембазах и промышленных предприятиях. В статье мы расскажем, как устроен, как работает, каким бывает, зачем и где применяется пневмогайковерт.
Под воздействием влаги, масел и едких химических веществ резьбовые соединения ржавеют. Когда слой ржавчины становится толстым, вывернуть болт становится трудно. Такую резьбу мастера называют «прикипевшей». Из-за ржавчины трение между болтом и отверстием, в которое он ввернут, становится большим. При попытках откручивания с усилием структура витков резьбы нарушается. Если мастер старается открутить «прикипевший» болт обычным способом, он нередко срывает грани на его головке или на гайке. Если мастер заливает соединение жидкостью, которая разъедает коррозию, откручивание болта отнимает много времени из-за медленного протекания химической реакции.
Для быстрого и безопасного разрушения коррозионного слоя используют ударный пневматический гайковерт. Инструмент генерирует высокочастотные нагрузки, которые сдвигают заевшую резьбу без применения чрезмерных усилий со стороны мастера.
Гайковерт состоит из двух модулей, функционирующих в разных режимах. Один модуль приводит в движение головку инструмента, другой отвечает за генерирование ударной нагрузки.
Приставка «пневмо-» в названии инструмента означает, что его механические части крутятся под воздействием сжатого воздуха. Воздух внутри пневматического гайковерта разбегается по двум каналам, идущим к лопастям турбины. В зависимости от канала, он вращает турбину в прямом или обратном направлении. Для выбора направления вращения на корпусе инструмента имеется переключатель.
Когда турбина начинает крутиться, она приводит в движение головку пневмогайковерта и парный кулачковый механизм. Он представляет собой муфту, которая работает только при превышении определенного усилия. Так называемые кулачки увеличивают недостаточное ударное усилие в процессе откручивания болта или гайки. Когда мастер переключает инструмент на закручивание, он не задействует кулачковый механизм, потому что усилия достаточно для решения задачи.
Для удобства мастеров некоторые пневмогайковерты получают ручки, расположенные под прямым углом к продольной оси инструмента. Такие ручки можно снимать и устанавливать с любой стороны.
Цеха по сборке оборудования. Пневмогайковерты востребованы на предприятиях, которые постоянно занимаются монтажными и демонтажными работами. Инструменты в таких местах соединены с общей пневматической магистралью.
Шиномонтажные мастерские. Заржавевшие резьбовые соединения встречаются в большинстве автомобилей с пробегом. Гайковерты помогают мастерам выполнять развал-схождение колес и чинить подвески.
В быту применение пневматического гайковерта обычно не имеет смысла, так как резьба «прикипает» нечасто, а стоимость этого инструмента вместе с компрессором — высокая.
Применение этого инструмента в разы сокращает время на закручивание и ослабление болтовых соединений. В мастерских и на промышленных предприятиях, где все время занимаются монтажом и демонтажем, это оказывает прямое влияние на производительность труда.
Пневматический гайковерт берет на себя нагрузку, с которой рабочему пришлось бы справляться самостоятельно. Применяя этот инструмент, мастер экономит силы и успевает выполнить больше задач за смену.
Гайковерты, работающие за счет сжатого воздуха, весят в два раза меньше электрических модификаций. Малый вес объясним устройством пневмомотора, масса которого меньше, чем у электромотора с аналогичной производительностью. Поэтому держать пневматический инструмент всегда легче, чем электрический.
К одному компрессору можно подключать больше одного гайковерта. Для этого компрессор должен генерировать и подавать под давлением достаточный объем воздуха.
По способу перемещения инструмент может быть:
Еще гайковерты разделяют на группы по типу привода, способу питания и области применения. Выделяют также особый вид этих инструментов, способный выполнять функции шурупо- и гайковерта. Его называют импульсным винтовертом. Такие аппараты питаются от АКБ.
По способу питания выделяют сетевые и аккумуляторные модели. Сетевые приводятся в движение переменным током. Они мощны, используются на промышленных предприятиях. Аккумуляторные модели работают от АКБ, имеют регулятор крутящего момента. Манипулируя этим регулятором, мастер адаптирует аппарат под тип работы и вид резьбового соединения. Аккумуляторный пневмогайковерт можно использовать вдали от розеток — например, на стройплощадке, в цехе очень большой площади, на открытой местности.
По типу привода пневматические гайковерты делятся на модели с размером 0,5см; 1см; 1,5см; 2см и 2,5см. Чем больше привод, тем быстрее крутится турбина инструмента.
Угловые пневмогайковерты со сравнительно небольшим крутящим моментом применяют для монтажа и демонтажа труднодоступных деталей с «прикипевшим» болтовым соединением.
Прямые модели удобны для выполнения конвейерных работ. Они же востребованы на шиномонтажных станциях, где необходим большой крутящий момент.
Кроме переставляемых ручек, о которых было сказано ранее, пневмогайковерты получают и другие приспособления для повышения комфорта и безопасности эксплуатации.
Другая распространенная опция пневматических гайковертов — защитный фильтр.
Инструмент подбирают по техническим характеристикам, которые позволят мастеру работать быстро и безопасно.
При выборе профессионального инструмента имеет значение производитель. В автомастерских и на предприятиях востребованы аппараты марок Makita (Япония), Metabo и Bosch (Германия).
Подготовить компрессор. Агрегат будет подавать воздух в гайковерт по шлангу. На нем выставляют скорость подачи воздуха в метрах в секунду и подходящее давление воздушной струи.
Чем больше бак компрессора, тем дольше проработает соединенный с ним пневмогайковерт.
Для подготовки компрессора необходим водяной фильтр и чаша с маслом. Фильтр пропускает только осушенный воздух, который забирает мелкие капли масла из чаши, переносит в гайковерт и смазывает его детали.
Еще одно обязательное приспособление — шланг. Длину шланга подбирают под расстояние от компрессора до места расположения резьбового соединения.
Установить шланг. На выход компрессора прикрепляют штуцер и туго его затягивают. Чем плотнее он затянут, тем меньше воздуха утечет впустую при включении пневмогайковерта. Пару штуцеров прикрепляют к концам шланга и соединяют с компрессором.
Включить компрессор. Агрегат включают в розетку и ждут, пока давление воздуха поднимется до заданного уровня. Скорее всего, максимальное значение давления составит 8,5-10,5 Бар. Когда устройство поднимет давление до этой величины, необходимо потянуть клапан и сбавить показатель до 6,5 Бар.
Пробный запуск гайковерта. До начала работы следует нажать на курок инструмента, понаблюдать за его движением и выставить нужную скорость вращения. Еще важно проверить режим реверсивного хода.
После этого пневматический гайковерт готов к работе. Следует отметить, что его необходимо смазывать маслом для пневмооборудования через каждые 3 часа работы. Если в компрессоре есть чаша с маслом, этот шаг можно пропускать.
Для подбора подходящего оборудования, вы можете обратиться в соответствующий раздел нашего сайта: https://www.allpromsnab.ru/catalogue/instrumenty/pnevmoinstrumenty/gaykoverty_pnevmaticheskie/